Эксперты комментируют Закон о борьбе с билетной спекуляцией

Эксперты комментируют Закон о борьбе с билетной спекуляцией

Изменения в Законе Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», направленные на борьбу со спекуляцией билетами (введены Федеральным законом №193-ФЗ), вступили в силу 1 сентября 2019 года. В интервью ТАСС председатель Комитета по культуре Государственной думы РФ Елена Ямпольская заявила:

— У наших театров, музеев, филармоний, концертных и выставочных площадок появятся новые инструменты для борьбы с перекупщиками.

(По данным InterMedia, указанные организации выпускают 15-25% билетов в стране, однако положения закона теперь распространяются на все российские организации, в том числе и на негосударственные - они для обсуждения законопроекта приглашены не были.)

Председатель комитета выразила тревогу из-за того, что изменения в Кодекс об административных правонарушениях пока не приняты, сообщает ТАСС.

— Штрафы за незаконную перепродажу билетов не установлены. Правительство вносило два законопроекта пакетом, один мы отработали, второй пока в подвешенном состоянии. То есть преступление уже декларируется, но наказания за него пока нет, — поделилась она, добавив, что от комитета по культуре ситуация уже не зависит.

По просьбе InterMedia ситуацию прокомментировали профильные специалисты:

Марина Рожкова, Доктор юридических наук, эксперт РАН, член Экспертного совета Комитета по информационной политики Государственной думы РФ:

— Закон, который в процессе обсуждения именовали законом «о билетной мафии и перекупщиках» нацелен на решение ряда проблем именно в обозначенной сфере. Но для потребителя установление дифференциации возврата билета по срокам будет явно невыгодной. Кроме того? сомнения вызывает и правильность оставления за музеями и иными организациями в сфере искусств права решать, будет ли сохранена возможность возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок, реализованных в рамках спецпрограмм и акций.

Анатолий Семенов, общественный омбудсмен по интеллектуальным правам:

— Запрет на продажу билета с увеличенной наценкой будет легко обойдён так называемым бандлингом — продажей в придачу к основному билету всякого отстоя “в нагрузку” — запрета на это в новом законе я не вижу. Будут продавать, например, не билет на концерт Metallica, а абонемент «тур по Олимпийскому». И даже закон о защите прав потребителей тут не поможет — продаётся абонемент, а не билет на концерт с нагрузкой.

Вадим Петрищев, юрист:

— В целом новые правила направлены против потребителя… С одной стороны, театр удерживает у себя эти деньги, у него нет убытков. С другой встаёт вопрос, а будет ли эта семья дальше посещать этот и другие театры и концертные площадки, если по опыту есть риск остаться и без спектакля и без денег за него (или большей части)? И этот вопрос вряд ли будет единичным. И не приведёт ли это к оттоку аудитории в сторону менее финансово рискованных видов досуга?

(zakon.ru)

Павел Катков, член Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ, старший партнёр юридической компании «Катков и партнёры»:

— Любой закон должен обкатываться на практике. Уже сейчас участники рынка выразили озабоченность о том, как трактовать отдельные его положения. Практика покажет, как, и надеюсь, это не вызовет неразрешимых споров.

И любой закон должен обсуждаться с отраслью. Вот с этим сложнее: шоу-бизнес разобщён и не имеет единой лоббистской (в хорошем смысле) структуры. Надеюсь, наша культурно-развлекательная индустрия дорастёт до того уровня зрелости, когда каждый цех будет иметь свою ассоциацию, представляющую интересы его участников во власти.

Евгений Сафронов, член Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ, главный редактор InterMedia:

— В Законе появился ряд новаций, последствия которых непросто предсказать, так как они ещё больше запутывают и без того невразумительное законодательство в сфере культуры:

  1. Закон распространяется на “организации исполнительских искусств”. Это новый для российского законодательства термин, таковыми организациями предписано считать всех, кто занимается “созданием, исполнением, показом (за исключением кинопоказа) и интерпретацией произведений литературы и искусства”. Но организаций, которые занимаются всем перечисленным только в комплексе (ведь “или” в тексте нет), в России быть не может: произведения литературы и искусства создаются авторами, их исполнения — исполнителями; законодательство РФ не предусматривает признание организации автором.
  2. Более того, организации не имеют права заниматься перечисленными в законе видами деятельности — они не упомянуты в ОКВЭД.
  3. “Организациями исполнительских искусств” предложено считать также индивидуальных предпринимателей. Однако индивидуальные предприниматели не могут считаться организациями ни по национальному, ни по международному законодательству.
  4. Вся работа музеев и галерей (а именно “публичное представление музейных предметов и музейных коллекций”) теперь официально признана организацией “театрально-зрелищных, культурно-просветительных или зрелищно-развлекательных мероприятий”. Такого не было ни в Российской Империи, ни в СССР. Подготовились ли руководители госорганов, юристы и руководители тысяч музеев и галерей к перестройке работы и выполнению соответствующих норм с сегодняшнего дня? Сильно сомневаюсь.

Возможно, новые поправки действительно помогут победить спекуляцию — если это произойдет, я буду радостно удивлен, так как это никому не удавалось в последние полвека. Но то, что они, мягко говоря, не добавили ясности законодательству о культуре, — это факт.

intermedia.ru