В рамках 76 Венецианского кинофестиваля, открывшегося на итальянском острове Лидо 28 августа, показали документальный фильм о творчестве Андрея Тарковского — «Tarkovskij Cinema Prayer». Автором картины, очень тепло принятой венецианской публикой, выступил сын великого режиссера — Андрей А. Тарковский. Он рассказал изданию Cineuropa, насколько ему было важно донести мысли отца до зрителя.
«Я начал работать над проектом много лет назад. Сначала это должен был быть традиционный документальный фильм, но затем я решил включить в него дневники отца. Часто в фильмах о кинематографистах или художниках о них рассказывают люди, знакомые с ними. Но почему не показать то, что он сам хотел сказать зрителю? Именно поэтому я использовал его записи. Мне было важно дать голос отцу в этом фильме», — говорит Тарковский-младший.
Фильм, представленный в программе Венецианская классика, вызвал большой интерес аудитории фестиваля. Очередь на показ выстроилась задолго до начала. Андрей А. Тарковский лично представил документальную ленту публике. Он рассказал о том, что отец считал себя изгоем в Советском Союзе, чувствовал себя непонятым аудиторией, связывая это во многом с религиозным аспектом своих работ.
Любимым писателем Андрея Тарковского был Достоевский. Тарковский-младший отметил, что несмотря на то, что его отец так и не снял фильм об этом русском писателе, в каждой его работе прослеживаются философские вопросы, ранее поднятые Федором Михайловичем.
«Отцу даже не нравились свои собственные фильмы! Он говорил: «Я не очень хороший режиссер. Да, возможно, мои фильмы и лучше, чем у некоторых, но это не делает меня хорошим», — вспоминает сын Тарковского. — Отец всегда стремился к абсолюту в творчестве. И он часто прибегал к критике своих работ».
Документальная лента разделена на восемь глав, каждая из которых символизирует один из его фильмов. Андрей А. Тарковский объяснил выбор именно такой структуры: «Фильмы отца были его жизнью, поэтому главы отражают восемь главных работ. Каждая из них была событием, и их трудно разделить. Все эти картины чрезвычайно автобиографичны. Я говорю не только о «Зеркале», но и о «Сталкере», «Ностальгии» и «Жертвоприношении». Герой последнего фильма страдал от рака в первом варианте сценария. А когда заболел и мой отец, он сказал: «Я должен прекратить снимать фильмы, так как они в конце концов всегда оказываются правдой»».