Проблемы проката отечественного кино обсудили на фестивале «Восток&Запад»

26 августа в рамках фестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» в конференц-зале Областной библиотеки имени Крупской прошел круглый стол на тему «Прокат отечественного кино: миссия невыполнима». Модератором дискуссии выступила президент фестиваля, режиссер, продюсер, генеральный директор компании Фабрика Арт Кино Татьяна Воронецкая. Среди спикеров были министр культуры Оренбургской области Евгения Шевченко, генеральный директор Каро Продакшн, продюсер Юрий Обухов, директор по кинопрокату агентства Русский Репортаж Роман Дорофеев, режиссер, сценарист, продюсер Семир Асланюрек, директор кинокомпании Нью Старс, сценарист и киновед Анна Пендраковская, директор ГУП Облкиновидео Максим Поздняков, директор кинотеатра «Космос» Алексей Рукин, генеральный директор, продюсер кинокомпании Амкарт Дмитрий Пиркулов, режиссер Юсуп Разыков, председатель Белорусского союза кинематографистов Виктор Васильев и режиссер и сценарист из Узбекистана Абдухалил Мигноров. В мероприятии приняли участие режиссеры, актеры, продюсеры, присутствующие на фестивале, региональные СМИ, кинообщественность Оренбурга.

За круглым столом обсудили не только прокат российского кино в целом, но и в частности регионального, которое сейчас активно развивается: создаются местные киношколы, появляется возможность получить кинообразование в формате онлайн, образуются также независимые кинокомпании на местах. Обсуждая перспективы регионального кинематографа, спикеры пытались выяснить, как можно дать импульс развитию и всей российской киноиндустрии.

«За последние 4 года в Оренбургской области было открыто 16 новых кинозалов. Мы развиваем инфраструктуру в регионе, прежде всего, благодаря поддержке федерального центра – Министерства культуры РФ и Фонда кино, – рассказала Евгения Шевченко. – Со своей стороны готовы не только показывать российское кино, но и содействовать его продвижению и участвовать в производстве фильмов. Например, сейчас в оренбургском регионе идут съемки картины Александра Прошкина, надеемся, что это будет происходить регулярно в связи с созданием Кинокомиссии, которая должна заработать уже в этом году».

В регионах есть и ряд проблем, связанных с прокатом. Например, когда кинотеатр с небольшим количеством мест хочет взять отечественный фильм, часто дистрибьютору это невыгодно из-за расходов на доставку, которые вряд ли окупятся. Именно об этом упомянул директор ГУП Облкиновидео Максим Поздняков. Он также рассказал о ценовой политике кинотеатров: «Средняя цена билета на сеанс в кино по Оренбургской области значительно ниже, чем в Москве и крупных центрах, и составляет примерно 180 рублей. Конкуренция с частными киносетями есть, но там стоимость билета немного выше».

Участники встречи не только обсуждали существующие проблемы в кинопрокате, но и предлагали пути их решения. Все спикеры отмечали, что, действительно, в последнее время качество российских фильмов повысилось, но они по-прежнему не могут конкурировать с американскими блокбастерами. Отечественный зритель чаще ходит на зарубежные новинки, тогда как на российское кино его привлечь непросто. Проблема заключается в том, что на продвижение картины денег практически нет, так как весь бюджет уходит на производство. Примеры масштабных PR-кампаний российских фильмов существуют, но их ничтожно мало. Маркетинговый бюджет отечественного фэнтези «Последний богатырь», собравшего в прокате беспрецедентную сумму – более 1,7 млрд рублей, составлял 350 млн рублей.

«Российскому кино конкурировать с американской продукцией сейчас необычайно трудно, потому как выделенные на фильм несколько миллионов долларов уходят только на производство ленты, а на продвижение малобюджетной картины, как правило, уже не остается ни сил, ни средств», — отметила президент фестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» Татьяна Воронецкая.

Одной из проблем проката является недостаточное количество рекламы отечественных фильмов как на телевидении, так и в интернете.

«Не хватает рекламы в СМИ и на телевидении. Если каналы смогут выделить часть эфирного времени на рекламу отечественного кино, то это будет большая поддержка. Иногда зритель узнает о фильме, когда тот уже снят с проката, – отметил директор кинотеатра «Космос» Алексей Рукин. – Хотелось бы еще заметить, что не хватает детского контента, поэтому мы берем все фильмы для детей, которые нам предлагают – это и зарубежные проекты, и отечественные».

С высказыванием Алексея Рукина о телевизионной поддержке отечественного кино согласился генеральный директор Каро Продакшн, продюсер Юрий Обухов: «У меня есть опыт и в производстве, и в продвижении кино, поэтому могу сказать, что весь бюджет, как правило, уходит на производство картины, а на продвижение средств не остается. И без поддержки федеральных телевизионных каналов донести картину до зрителя в нашей огромной стране просто невозможно. Сегодня на продвижение фильма дополнительно необходимо примерно 25-30 млн рублей. Для нас, независимых продюсеров, это неподъемная сумма».

От дистрибьюторов слово взял директор по кинопрокату телевизионного агентства Русский Репортаж Роман Дорофеев, он также является одним из членов международного жюри кинофестиваля.

«Со своей стороны могу сказать, что одной из проблем проката является давление мейджорских дистрибьюторских компаний на кинотеатры. Это касается и пакета фильмов, и удобных сеансов. Мне кажется, данный вопрос требует отраслевого урегулирования», — сказал Дорофеев.

Еще один важный момент: необходимо направить все силы на то, чтобы количество отечественных фильмов, выходящих в прокат, не снижалось. Хотя финансирование с каждым годом сокращается. Татьяна Воронецкая отметила: «На минувшем конкурсе Министерством культуры было поддержано в среднем по 10 картин в каждой категории».

Об особенностях киносмотрения в нашей стране упомянул в своей речи генеральный директор, продюсер кинокомпании Амкарт Дмитрий Пиркулов: «Большая часть зрителей в категории от 20 до 30 лет российское кино принципиально не смотрит. Многие предпочитают отечественным картинам фильмы студии Марвел, например».

Режиссер Юсуп Разыков, чей фильм «Керосин» участвует в конкурсе российского кино фестиваля «Восток&Запад», а на минувшем Кинотавре получил Приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России, поднял вопрос культуры кинотеатрального показа: «Когда мы упоминаем термин «попкорновый фильм», то не до конца понимаем, что именно на таких лентах у нас воспитано целое поколение. Кинотеатры посещает, в основном, молодежь, и привлечь их на российские ленты становится проблемой, потому как они ходят в кинотеатр, чтобы пообщаться с друзьями, отдохнуть и съесть тот самый попкорн».


На встрече присутствовали и зарубежные представители киноиндустрии, которые поделились своим опытом. Актер, режиссер, продюсер, председатель Белорусского союза кинематографистов Виктор Васильев, который в этом году входит в международное жюри фестиваля «Восток&Запад», рассказал о сходствах и различиях в показе и продвижении фильмов собственного производства в России и Республике Беларусь: «Кинотеатры берут в прокат белорусские фильмы не потому что это финансово выгодно, а потому что заинтересованы в своем производителе. Государственная политика направлена на то, чтобы постепенно и поступательно приучать людей Республики Беларусь к национальному кинематографу».

Председатель жюри российского конкурса «Сплетенные параллели», режиссер, сценарист, продюсер Семир Асланюрек отметил, что вопросы проката на сегодняшний день волнуют все страны мира, кроме разве что США. Американские фильмы собирают кассу и у себя на родине, и в Европе, и на других континентах, и остальные стремятся снимать подобие американского кино. Асланюрек акцентировал внимание на том, что это большая ошибка, необходимо абсолютно иным образом подходить к национальному продукту. Коллеги за круглым столом полностью согласились с турецким режиссером.

О состоянии киноиндустрии и кинопроката за рубежом также рассказали режиссер и сценарист из Узбекистана Абдухалил Мигноров (его фильм «Ат Термизи» включен во внеконкурсную программу фестиваля) и директор кинокомпаний Нью Старс (Греция), сценарист, киновед Анна Пендраковская, которая вместе с продюсером Юрием Обуховым входит в жюри конкурса короткого метра «Шаг».

«В Греции кинотеатры находятся в совершенно иной ситуации, чем в России. Им почти не помогают, но они и меньше зависимы от правительства. Греческие кинотеатры, являясь частным бизнесом, развиваются по своим законам и превращаются в интересные востребованные площадки. Сеансы там достаточно дорогостоящие, но людей это не отпугивает», — сказала Пендраковская.

Татьяна Воронецкая в конце дискуссии отметила, что для продвижения отечественного контента необходима дополнительная финансовая поддержка, например, нужно выделять средства кинотеатрам на рекламу фильмов. Прозвучали также предложения о создании специальных программ в кинотеатрах, которые позволят зрителям регулярно знакомиться с отечественными кинолентами.

На круглом столе обсудили все самые злободневные и важные вопросы проката российского кино. В ходе полезного разговора были выявлены бреши и слабые стороны отечественного проката, а также вынесены предложения, которые, как надеются организаторы и спикеры, будут услышаны и откроют новые возможности для всей киноиндустрии в целом.

Автор:
Елена Трусова

proficinema.ru