7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

В коллекции Российского национального музея музыки хранятся экспонаты, которые рассказывают о российской и зарубежной музыкальной культуре. Среди них — нотные и литературные рукописи, исследовательские работы и книги, автографы и письма.

С февраля в фойе музея работает выставка «Экспомузыка». Здесь можно увидеть необычные музыкальные инструменты, редкие фотографии композиторов с дарственными надписями и архивные авторские партитуры. О самых интересных экспонатах выставки порталу «Культура.РФ» рассказал директор музея Михаил Брызгалов.

Автограф Михаила Глинки

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Михаил Глинка. Романс «Молитва». Российский национальный музей музыки, Москва

Михаил Глинка написал романс «Молитва» в сентябре 1847 года в Смоленске. Первоначально это была пьеса без слов для фортепиано. Композитор посвятил ее своему другу и секретарю дону Педро Фернандесу Неласко Сендино, с которым познакомился во время путешествия по Испании. В 1855 году композитор переделал «Молитву» для голоса, хора и оркестра. Песню на слова Михаила Лермонтова «В минуту жизни трудную» впервые исполнила оперная певица Дарья Леонова.

На выставке можно увидеть дарственный автограф начальных тактов «Молитвы». Его передал в музей артист Оперного театра Зимина, певец и профессор Московской консерватории Назарий Райский. Экспонат состоит из трех фрагментов с подписью: «Автографъ Михаила Ивановича Глинки». Сверху к нему подклеена полоса нотной бумаги с названием и датой. Кому и когда Глинка подарил автограф, исследователи до сих пор не выяснили.

Эскизная тетрадь Бетховена

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Эскизы Людвига ван Бетховена. Российский национальный музей музыки, Москва

После смерти Людвига ван Бетховена в 1827 году его имущество, в том числе автографы и черновики, распродавали на аукционах. В середине XIX века одна из эскизных тетрадей попала в коллекцию композитора-любителя графа Михаила Виельгорского. Он был лично знаком с автором, ездил на его концерт в Вену, чтобы послушать Пасторальную cимфонию (№6). В 1838 году в доме Виельгорского впервые в России прозвучала Девятая симфония Бетховена.

В конце XIX века эскизную тетрадь из петербургского собрания Виельгорского получил его внук, директор московского Румянцевского музея Михаил Веневитинов. Сначала она хранилась в домашней коллекции, а после его смерти попала в музей. В тетради сохранились темы и отрывки из Третьей симфонии, Крейцеровой сонаты, Восемнадцатой фортепианной сонаты, Вариаций на тему из балета «Творения Прометея», оратории «Христос на Масличной горе» и другие сочинения. С начала XX века многие отечественные музыканты, среди которых был Сергей Танеев, собирались опубликовать тетрадь. Все записи расшифровал музыковед-текстолог Натан Фишман, и в 1962 году их выпустили в трехтомном издании «Книга эскизов Бетховена».

Фотография Федора Шаляпина в опере Николая Римского-Корсакова «Садко»

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Федор Шаляпин в роли Варяжского гостя. Российский национальный музей музыки, Москва

Одной из первых работ Федора Шаляпина была роль Варяжского гостя в частной опере Саввы Мамонтова «Садко». Меценат уговорил артиста перейти из Императорского театра в свою труппу. Мамонтов восхищался его способностями: «Феденька, вы можете делать в этом театре все что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите — и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу — поставим оперу!» А Шаляпин позже писал, что в новой труппе он «впервые в жизни почувствовал себя свободным, сильным, способным преодолеть все препятствия».

Премьера «Садко» состоялась 7 января 1898 года. Хореографические сцены в подводном царстве поставила будущая жена Шаляпина, прима-балерина из Италии Иола Торнаги. Декорации создали художники Константин Коровин и Сергей Малютин. Федора Шаляпина в роли Варяжского гостя запечатлел фотограф Вольф Чеховский. Певец подписал снимок на итальянском языке: «Пожалуйста, не забывай своего Федю и верь, что он тебя очень, очень любит. Москва, 15 февраля 1898». Имя адресата не указано, но исследователи полагают, что им была Иола Торнаги.

Шэн

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Шэн — китайский национальный инструмент. Российский национальный музей музыки, Москва

Шэн — один из древнейших музыкальных инструментов Китая. В переводе с китайского «шэн» означает «совершенная мудрость». Существует предание, что этот инструмент создала небесная покровительница людей — китайская богиня любви и бракосочетания Нюйва. Его форма напоминала очертания птицы Феникс, которая в мифологии олицетворяла собой бессмертие. В середине XVIII века шэн появился в Европе: его привез из Китая придворный скрипач Екатерины II — Иоганн Христиан Вильде.

Шэн относится к семейству гармоник, иногда его даже называют китайским губным органом. Раньше он состоял из 17 бамбуковых трубочек разной длины, которые помещали в тыкву. Сегодня их заменили металлические дудочки и специальный корпус. К верхним трубочкам прикреплены бронзовые или медные язычки, а в нижних находится по одному боковому отверстию, которые при игре закрывают пальцами. Шэны, с их чистым и выразительным звучанием, до сих пор используют в фольклорной музыке Китая, особенно в оркестровой.

Нотный автограф Гектора Берлиоза

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Нотная запись мелом на грифельной доске Гектора Берлиоза. Российский национальный музей музыки, Москва

Французский композитор Гектор Берлиоз общался со многими русскими композиторами, дважды приезжал на гастроли в Москву и Петербург. 30 декабря 1867 года он дирижировал оркестром на Четвертом собрании Русского музыкального общества в Большом зале Благородного собрания. А перед этим посетил Московскую консерваторию в старом здании на Воздвиженке. В одном из классов на грифельной доске Берлиоз написал несколько нот, число и поставил свою подпись.

Чтобы сохранить память о визите известного композитора, доску покрыли лаком и хранили в кабинете директора Консерватории Николая Рубинштейна. В 1912 году она стала экспонатом Музея имени Рубинштейна, а затем Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Что это за мелодия и почему ее запечатлел композитор во время своего визита, исследователи выясняют до сих пор.

Рукопись с Сонетом (Керенскому) Сергея Прокофьева

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Сергей Прокофьев. Сонет (Керенскому). Российский национальный музей музыки, Москва

Сонет композитора Сергея Прокофьева посвящен военному министру Александру Керенскому. В 1917 году молодой Прокофьев был уже известен в России и за рубежом как автор Классической симфонии и Скифской сюиты, нескольких сонат и концертов, фортепианных и вокально-инструментальных пьес. При этом он числился санитаром Красного Креста при Главном управлении в Зимнем дворце. Когда вышел приказ Керенского о дополнительной мобилизации (шла Первая мировая война), Сергей Прокофьев обратился к Александру Бенуа с просьбой оформить отсрочку призыва. Художник подключил к делу Максима Горького, который написал министру письмо. Прокофьев должен был лично его передать его министру, но не успел: застал Александра Керенского уже на выходе из Адмиралтейства.

В первом часу дня в вестибюле произошло оживление: забегали люди, кто-то крикнул автомобиль, по лестнице спустилась кучка народа с обоими адъютантами, в нескольких шагах от меня очутился человек в хаки с лицом Рахманинова… поговорил со швейцаром и окружающими — и уехал. Когда он уехал, я сообразил, что это Керенский, и, видя, что больше тут делать нечего, отправился домой»Из дневника Сергея Прокофьева

Через адъютанта Керенского Сергей Прокофьев все же получил отсрочку. Он сочинил ироничное стихотворение-сонет, которое отправил своей подруге, арфистке Элеоноре Дамской, знакомой с министром. В сонете Прокофьев намекает на ее восторженное отношение к Керенскому.

Безумный жрец, твоя душа дымится
Беспамятством и лавой огневой.
Ты исступленный гений бредовой,
Ты огнецвет и огненная птица.

Фотография Александра Скрябина в Бельгии

7 редких экспонатов Российского национального музея музыки

Александр Скрябин. Фотопортрет с автографом. Российский национальный музей музыки, Москва

Снимок композитор сделал в фотоателье «Клэри» в Брюсселе: в начале XX века он несколько лет гастролировал по Америке, Франции, Швейцарии, Италии и Бельгии. На фирменном паспарту он оставил свой автограф и дарственную подпись: «Вечерам современной музыки» — музыкальному кружку, который существовал в Петербурге в 1900–1912 годах. В него входили критики Вячеслав Каратыгин и Альфред Нурок, композиторы Иван Крыжановский и Аркадий Покровский, пианист Александр Медем. Они распространяли современные в те годы музыкальные сочинения, организовывали концерты. С 1909 года критик Владимир Держановский вместе с женой начали устраивать встречи кружка и в Москве. Именно ему Скрябин подарил свой брюссельский снимок. Также композитор начертил на фотографии нотные строчки, на которых записал коротенькие отрывки из Четвертой сонаты для фортепиано и «Поэмы экстаза», которую он сочинил летом 1905 года.

Проект подготовлен совместно с радиостанцией «Орфей».

culture.ru